КАЛЕНДАРЬ ПАЛОМНИКА

Май 2021

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31




English French German Russian Ukrainian


 

Монастырь святой Варвары в Метеорах

Престольный празник: 4 (17) декабря 

Грандиозные метеорские обители заслуженно называют восьмым чудом света. А еще — "Фессалийским Афоном"…

Согласно преданию, первый скит здесь был построен в конце Х века отшельником Варнавой.

Четыре века спустя молодой инок Афанасий основал на вершине скалы Платилитос (высота 619 м.) первый общежительный монастырь и освятил его в честь Преображения Господнего. К концу XIV века здесь было уже двадцать две обители, образовавших "Литополис Стаги" (Скальный Город). Большин ство из них основательно устроились на рубеже XV-XVI веков, когда Метеора была крупным монашеским центром. Большой вклад в строительство монастырей внес Афанасий Метеорский(1302–1380), который вместе со своим духовным учителем – старцемГригорием (1380) в 1334 году прибыл сюда со Святой Горы. В житии прп. Афанасия говорится: «[Место это] настолько дикое и суровое, что старец Григорий хотел вернуться назад, но святой Афанасий, зная Волю Божию о будущей славе этого места, убедил старца остаться».

Благое дело святого Афанасия Метеорского продолжил его сподвижник и ученикИоасаф, в прошлом сербский царь Иоанн Уресис Палеолог.

В XVI веке число обителей Метеор составляло 24, ныне сохранилось только 6. В 1988 году монастыри Метеоры были включены в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Обитель святой Варвары, или как ее именуют здесь Руссану – один из двух женских монастырей Метеор, славящийся уникальными древними росписями.

Он расположен на плоской вершине скалы состоит из 3-х уровней: церкви, келий и помещений для приема гостей. Отсюда открывается удивительный пейзаж: на востоке – монастыри святого Стефана и Святой Троицы, западнее — монастыри Варлаам и Великая Метеора.

О точной дате возникновения обители сведений не сохранилось. Современные постройки в византийском стиле, датируемые XVI веком, были воздвигнуты на развалинах древнего храма двумя братьями из Янины, выходцами из богатого рода, иеромонахами Иоасафом и Максимом. Эти подвижники в1545 году оставили завещание, написанное от руки на пергаменте и хранящиеся ныне в Греческой национальной библиотеке. В нем, в частности, говорится:

 «...Поскольку нас привлекал святой иноческий образ жизни, сравнимый лишь с жизнью ангелов, мы решили воздвигнуть Божий храм и кельи; все, что необходимо монахам…С Божией по мощью мы построили кельи для монахов и гостей и мно гие другие сооружения, существенно улучшив состояние монастыря. Более того, мы обогатили его книгами, священническими и диаконскими облачениями и церковными сосудами. Мы благословили и отдали в пользование монастырю свои виноградники, поля, сады, мельницы, скот, лошадей и всю прочую собственность, какую имели.Потом мы установили в монастыре общежительные правила и восприняли традиции Метеоры».

Соборный храм обители освящен в честь Преображения Христа. Внутри храма на западной стене сохранилась надпись: «Возведён этот божественный и почитаемый храм в честь Преображения Христа усилиями и на средства Преосвященства иеромонаха и игумена этого монастыря Святого Арсения в ноябре 1560 года».

Уникальные фрески собора — один из лучших образцов расцвета «Критской школы». Искусствоведы называют их новым этапом развития греческой религиозной живописи XVI века.

В последующие столетия обитель подвергалась частым нападениям разбойников и опустошительным разграблениям.

В начале XX века монастырь был полностью заброшен, но в 1950 году в Руссану приехала из Кастраки благочестивая монахи ня по имени Евгения и прожила здесь до своей кончины в 1971 году. После ее смерти монастырь закрыли, так как состояние стен, надстроенных прямо на каменном основании вершины скалы, день ото дня ухудшалось. В 1980-х годах монастырь был восстановлен силами греческой археологической службы, и теперь процветает вновь.

Второй небесной покровительницей монастыря является святая великомученица Варвара. В обители хранятся частицы ее чудотворных мощей и иконы.

Согласно древнему церковному сказанию будущая великомученица родилась IV веке в знатной семье. Воспитывалась в языческом духе, но отреклась от эллинских богов и сблизилась с общиной христиан, научившим ее основам веры. Во время отсутствия отца, ревностного язычника, Варвара крестилась. По возращении отец узнал о поступке единственной и горячо любимой дочери и пришел в бешенство. В слепом гневе он приволок ее на суд к правителю Мартиану. Девушку жестоко пытали, пока земля вокруг нее не пропиталась кровью, но она не отреклась от Христа. Ее бросили в темницу. Ночью, когда ее ум был занят молитвой, ей явился Господь и молвил: «Дерзай, невеста Моя, и не бойся, ибо Я с тобою. Я взираю на подвиг твой и облегчаю твои болезни. Претерпи до конца, чтобы вскоре насладиться вечными благами в Царстве Моем". На следующий день все были удивлены, увидев, что на теле Варвары не осталось никаких следов недавних истязаний. Ее принялись пытать со звериной жестокостью, но она молилась не за себя, а за ближних и просила Бога одарить ее способностью унимать чужую боль и исцелять всех, кто уверует в нее, и тогда родной отец обнажил меч и обезглавил Варвару. Вскоре он был убит молнией, а Мартиан жестоко зарезан в собственной спальне.

Мощи святой великомученицы Варвары в VI веке были перенесены в Константинополь, а в XII веке, предполагают исследователи, дочь византийского императора Алексея Комнина (1081—1118 гг.), княжна Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, привезла их частицы в Киев, где святыня была помещена в Михайловский златоверхий собор (ныне хранится во Владимирском кафедральном соборе).

Предание гласит, что мощи святой Варвары спасают от инфекционных заболеваний. Так, историк Н.М. Сементовский (1819-1879) писал, что в 1710 году "одной только Михайловской Златоверхой обители, где почивают чудотворные мощи святой великомученицы Варвары, не коснулась губительная язва, и ни один из живущих в ней братьев не умер, невзирая на то, что святая обитель была отверста для всех, притекавших на поклонение святым мощам великомученицы. То же самое повторялось в 1770, 1830, 1848, 1853 и 1855 годах, когда свирепствовала губительная холера".

О другом чуде писал известный киевский писатель и историк, игумен Михайловского монастыря Феодосий Софонович (†1677). Вот что рассказывает он о приключениях двух стрельцов русского гарнизона Старокиевской крепости, ссылаясь на слова очевидца – иеромонаха Михайловской обители Симеона: "...В пост, бывающий перед праздником Рождества Христова, в который проповедуется и память святой великомученицы Варвары, два человека, Андрей и Федор (воины), увидев на честных ее мощах драгоценное украшение, сговорились оное похитить. Для этого пришли они ночью, отперли при помощи принесенных ими орудий южные двери Михайловской церкви и, войдя внутрь, устремились к мощам. Но лишь только приблизились они к раке, внезапно ударил страшный гром и посыпались от святой раки искры на их лица. От страха упали они на землю, как мертвые, и один из них сделался глух, а другой сошел с ума. Потом оглохший, придя немного в себя, вывел обезумевшего товарища своего из церкви, запер ее и, ничего не взявши, возвратился с ним домой. Спустя неделю оглохший пришел с сокрушенным сердцем в Михайловскую церковь и приведя своего обезумевшего товарища, сознался перед духовным отцом своим иеромонахом Симеоном во всем произошедшем. Симеон, дав наставление, чтобы они истинно покаялись с надеждою на исцеление от святой великомученицы Варвары, отпустил их".

Легендарный украинский гетман Иван Мазепа (1639-1709) глубоко чтил великомученицу Варвару и даже построил для ее мощей великолепную серебряную раку. Об этом свидетельствовал святитель Димитрий Ростовский: "…В 1691 году генваря во вторник перенесена бысть славно в монастырь Батуринский часть мощей святой великомученицы Варвары самая персь, вложенная в серебряный образ. По многому моему молению и старанию немалому, ясновельможный Иван Мазепа, гетман их царского пресветлого величества, отдал оную в монастырь наш. Я перенёс из Батурина в монастырь с великолепным крестным ходом при множестве народа".Во время трагических событий 1708 года, когда монастырь пострадал в ходе военных действий в Батурине, ковчег бесследно исчез…

За молитвенной помощью к Варваре обращаются в опасности внезапной смерти или при угрозе пожара. Она считается покровительницей беременных, детей, шахтеров и артиллеристов.  

Храмы в честь святой великомученицы воздвигнуты во многих европейских странах, а с ее именем связано множество чудес. Многие из которых, к сожалению, остаются малоизвестными. О подобном чуде рассказывает настоятель тбилисской (Грузия) церкви Св. Варвары о. Элгуджа (Лосаберидзе): «Одна женщина попросила меня: “Дайте мне ключи от церкви. Они помогут моему ребёнку, если он покрутит их во рту”. Я ничего подобного не слышал. Это, наверное, какое-то народное поверье. Эта женщина была нашей постоянной прихожанкой и долго молила святую о чуде. Все знают, что св. Варвара покровительствует детям. Я не смог отказать измученной матери и дал просимое. Потом она пришла ко мне и плакала от радости. Её немой от рождения ребёнок заговорил...»

Жители греческих поселений Трикала, Кастраки и Каламбаки до сих пор почитают метеорскую Руссану как место, дававшее людям убежище во времена турецких гонений 1757 года и греко-турецкой войны 1897 года, когда многие греки спасли свои жизни в стенах этой обители.