КАЛЕНДАРЬ ПАЛОМНИКА

Октябрь 2019

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31




 

 

Успенская Киево-Печерская Лавра

На высоких холмах правого берега Днепра увенчанная золотыми куполами величественно возвышается УСПЕНСКАЯ КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА – Удел Пресвятой Богородицы, твердыня православной веры. Со времени своего основания Киево-Печерская Лавра занимает ведущее место среди монастырей Святой Руси. Киево-Печерская Лавра – живой свидетель священной истории нашего Отечества. Здесь воспитался и трудился первый русский историк Нестор Летописец – автор Печерской Летописи и «Повести временных лет». В XIII в. Лавре был создан первый свод житий русских святых – «Киево-Печерский Патерик». Лавра стала основательницей отечественной исторической науки и учредительницей школ. Здесь была устроена первая монастырская больница, здесь трудились первые книгоиздатели и первые русские иконописцы. Киево-Печерская Лавра во все времена одинаково преуспевала в воспитательной и просветительской деятельности, в миссионерской и благотворительной, церковной и общественной. Но, прежде всего, Киево-Печерская Лавра была школой благочестия, распространявшегося из нее по всей святой-русской земле и за ее пределы.

Святую лавру и сам Киев люди называют вторым Иерусалимом. Согласно древнему Преданию, святой Апостол Андрей Первозванный, путешествуя с христианской проповедью в земли скифов, благословил высокий берег Днепра: «Благодать Божия воссияет на горах сих и граду велику быти, и многие церкви воздвигнет здесь Бог».

Так возник Киев, названный печерским летописцем «старейшим градом» во всей земле русской. В X в. по Рождестве Христовом этот древний город стал столицей русского государства, именовавшегося тогда Великим княжеством. Особенно возвысился он во время правления св. кн. Владимира, просветившего православной верой сначала киевлян, а затем и весь свой народ.

Основателем Печерского монастыря стал преподобный Антоний. Родился преподобный около 983 г. в земле Черниговской, в городе Любече, в миру имя его было Антипа. С юных лет он возлюбил Бога и пожелал всю свою жизнь посвятить на служение Ему. Мечтая об иноческом подвиге, он отправился в Грецию, на Святой горе Афон принял постриг и стал учиться совершенному иноческому житию. Игумену того монастыря, в котором подвизался Преподобный, было извещение от Бога – отпустить Антония на Русь: «Антоний, иди назад в Россию, чтоб и там быть на пользу и утверждение других, и да будет на тебе благословение Святой горы». Вернувшись в Отечество своё, преп. Антоний нашёл пещеру на берегу Днепра у села Берестово и сотворил молитву: «Господи, да будет на месте этом благословение Святой Афонской горы…, утверди Господи жительство моё здесь.» Преп. Антоний начал жить в пещере, преуспевая во всех добродетелях, пребывая в трудах, бдении и молитве. Молва о нём обошла все окрестности, он был прославлен в русской земле и почитаем всеми. Стали приходить к прп. Антонию люди за благословением и духовными советами. А те, кто стремился послужить Богу в иноческом чине, оставались с ним для духовного совершенствования. Приходившие к Антонию иноки ископали для себя новые пещеры, соединив их подземными коридорами. Так возник комплекс Дальних пещер. В 1061 г. прп.Антоний, всегда стремившийся к уединению, ставит вместо себя над братиею игумена – прп. Варлаама, а сам переходит на другую гору. Здесь он поселяется в пещере, положившей основание Ближним пещерам. А первый Печерский игумен Варлаам, испросив у святого Антония благословение, около 1062 г. начинает строительство наземного монастыря. Пещеры же остались местом молитвенного уединения братии и погребения почивших. После перевода прп. Варлаама настоятелем в Дмитриевский монастырь прп. Антоний благословляет на игуменство прп. Феодосия (+1074), который и станет вторым основателем Лавры. К этому времени в монастыре было уже около 100 монахов, и прп. Феодосий на основании устава древней Студийской обители составляет общежительный устав для Печерских иноков. Этот устав впоследствии приняли все монастыри Киевской Руси.

Важным событием в жизни Киево-Печерского монастыря стали закладка и построение храма Успения Божией Матери. По молитвам прп. Антония место это было явлено и утверждено благодатью Божией: «…И упал огонь с небес и пожег хворост и терние, … и сделал углубление подобное рву,» - так пишет Преп. Нестор Летописец, повествуя о чудесах, которые явил Господь при строительстве Великой Печерской церкви. Сама Пресвятая Богородица прислала зодчих из Греции для строительства этого храма, сказав им: «Хочу церковь воздвигнуть Себе в Руси, в Киеве. Повелеваю вам взять с собой золота на три года и идти строить её… Приду Я и Сама видеть церковь, и хочу в ней жить». С тех пор лавру называют "Домом Пресвятой Богородицы", а Ёе здесь почитают Игуменьей. В честь Её Успения освящён храм, который был построен двенадцатью зодчими. Церковь создавалась 15 лет греческими зодчими и иконописцами и была освящена в 1089 г. митрополитом Иоанном. В росписи участвовал также прп. Алипий – родоначальник отечественного иконописного искусства. По расположению к этому храму получили своё название и пещеры – те, которые дальше – «Дальние» (или Феодосиевы), а те, которые ближе – «Ближние» (или Антониевы). В 1091 г. в храме были положены мощи прп. Феодосия. Мощи же прп.Антония, согласно его завещанию, и поныне покоятся под спудом в Ближних пещерах.