КАЛЕНДАРЬ ПАЛОМНИКА

Июнь 2019

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30




 

 

Троицкий мужской монастырь (Китаевская Пустынь)



По лаврскому преданию, святая обитель была основана в первой половине XII века блгв. кн. Андреем Боголюбским (†1174, пам. 4 / 17 июля), прозванным в народе «Китаем». Другое толкование названия связано с находившимся здесь древнерусским укрепленным городищем – южным форпостом Киева (тюркское слово «китай» означает укрепление, крепость).


Обитель находится в прекрасном по местоположению урочище на южной стороне приднепровских возвышенностей в устье реки Лыбедь в Днепр, примерно в 10-ти км от Киево-Печерской Лавры. Пустынь была предназначена для уединения престарелой братии Киево-Печерской Лавры и для захоронения монахов. В обители находится значительное количество древних пещер: на Китай-горе, где виноградный сад и на пасеке, кроме того, там же имеется интересное городище и множество доисторических курганов.

В XVII веке у этих пещер иноки Киево-Печерской Лавры устроили небольшой отшельнический скит на пепелище прежней Пустыни. В 1716 году киевский губернатор князь Дмитрий Михайлович Голицын возобновил Киево-Китаевскую Пустынь и деревянную церковь: во имя прп. Сергия Радонежского Чудотворца и несколько деревянных келий. С 1859 года в обители было заведено правило: чтение Псалтири с поминовением всех основателей и благотворителей святой обители. К северу от престольного Троицкого храма находился обширный сад, где погребали умерших братьев. Здесь же, в 1776 году был погребен приснопамятный затворник Лавры схимонах-девица Досифей, живший много лет в затворе, в мрачной келии, из которой не выходил даже в церковь. Ежедневная его пища состояла в одной просфоре, приносимой ему из церкви. Летом 1744 года старца посещала императрица Елизавета Петровна.

Через дорогу от Китаевской Пустыни находился хозяйственный двор, а за ним – одноэтажное здание, в котором находилась Лаврская братская богадельня для престарелых иноков из числа братии. Там же находился детский приют, а также свечной завод для нужд Киево-Печерской Лавры.

В Китаевской Пустыни совершались непрестанные Богослужения по тому же порядку, как и в Киево-Печерской Лавре, читалась неусыпаемая Псалтирь.

С приходом советской власти, в 1929 г. обитель закрывается, а ее постройки, храмы, здания и земля отдаются в руки безбожников. На территории Пустыни стали селиться люди, которые привели к полному запустению этого святого места. Храмы были использованы под складские помещения иклубы, разрушены часовни, засыпаны пещеры, вырубывался беспощадно лес, а в 1939 г. была снесена с лица земли колокольня. На монастырском кладбище, где когда-то молились за упокой душ усопших, возделывались огороды и строились дома.

До 1988 года на территории монастыря находилась школа пчеловодства, а в 1990 году Троицкую церковь передали приходской общине. Управлением охраны памятников и архитектуры был проведен внешний ремонт храма и восстановлены купола. В 90-х годах XX века большая часть Китаевских пещер была расчищена и освобождена от металлических решеток, входы которых заваривались от любопытных подростков в советское время. Китаевские пещеры подобны Лаврским пещерам с узкими проходами и земляными стенами и лежанками.

Началось возрождение церковной жизни на территории обители. Восстановление самой пустыни, как скита Лавры, началось в 1993 г., тогда и был назначен первый наместник возобновленной обители схиархимандрит Феофил (Россоха). С 1996 г. Китаевская пустынь является самостоятельным монастырем. Восстановлена хозяйственная жизнь обители. Налажено производство свечей, открыты швейная мастерская, иконная лавка. Собрана монастырская библиотека. При обители действуют богадельня и паломническая гостиница. Братия монастыря руководствуется лаврским общинно-жительным уставом.