КАЛЕНДАРЬ ПАЛОМНИКА

Апрель 2019

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30




 

 

Троицкий Ионинский мужской монастырь

Троицкий мужской монастырь был основан в 1866 году по Высочайшему Указу Российского императора Александра II. Расположена обитель в древней части Киева на возвышенности. С холмов открывается вид на широкий разлив Днепра и уходящие за горизонт черниговские леса. Существует предание, что здесь побывал первый просветитель Руси апостол Андрей Первозванный. Здесь же внук святого Владимира великий князь Всеволод Ярославович в 1071 году соорудил церковь во имя архистратига Михаила, а выше, на макушке самой высокой в Киеве горы, построил свой княжий «Красный Двор». Возле него князь любил устраивать охоту на диких зверей, откуда и получила название вся эта местность — Зверинец.

Строителем монастыря был назначен иеромонах Иона (в миру Иоанн Мирошниченко, известен даром пророчества и исцелений) . После явления ему Божией Матери на высоком берегу Днепра, в 4 км от Киево-Печерской Лавры. Первая деревянная церковь была построена в 1867 г., а в 1872 г. построен каменный храм. Было время, когда монастырь насчитывал до 700 монашествующих. На его территории находились школы и больницы для малоимущего населения. Были построены каменные корпуса для братии монастыря. Существовавшее в то время хозяйство на территории монастыря и на принадлежащих ему пожертвованных земельных участках полностью обеспечивало нужды не только братии монастыря, но и многочисленных паломников и неимущих и для благотворительных целей. Самообеспечение жизнедеятельности Троицкого Ионинского монастыря было зафиксировано в монастырском уставе и именно этим он отличался от других мужских монастырей города Киева.

Постепенно монастырь созидал в своей ограде всё необходимое для жизни: возникла просфорня, мастерские для изготовления свечей, иконописная, переплетная, столярная и мн. др. Дети из школы-приюта помимо общеобразовательных предметов получили возможность обучаться в этих мастерских ремеслам — столярному, сапожному, кузнечному и другим. Немало киевлян трудилось в Свято-Троицком монастыре. Многие удивлялись мудрой распорядительности и заботливости его настоятеля. Старец отличался особой бережливостью и простотой в образе жизни. Благодаря пожертвованиям обитель украшалась и росла. Устав монастыря не позволял ему покупать земельные наделы, поэтому монастырские имения состояли из подаренных ему в Киеве и за его пределами 15 различных земельных участков. Наибольший вклад в расширение монастыря внесла княгиня Екатерина Васильчикова. Кроме подаренной ею земли на Зверинце с середины 60-х годов XIX века она отдала монастырю в пользование свое киевское имение на Сырце. По благословению преподобного Ионы там был сооружен Знаменский храм и устроен одноименный женский скит, в котором подвизались многочисленные духовные чада старца, не желавшие лишиться его духовного окормления. В память о щедрой благотворительнице этот скит был назван «Васильчиковой дачей». Кроме него княгиня приобрела для монастыря 6 тысяч десятин земли в селе Гусенцы Полтавской губернии. Этот скит поставлял продукты как для монастыря, так и на продажу. А монастырская мельница славилась на всю округу.

Главной заслугой преподобного Ионы стало мудрое руководство великим множеством врученной Господом духовной паствы. Помня завет, данный ему Пресвятой Богородицей, он с великим смирением и неутомимостью, подобно лопате в руках Вседержителя, выгребал из адского огня человеческие души. Подвиг старчества, которым была украшена жизнь преподобного Ионы, является вершиной иноческого делания. Воплощая в жизнь наследие, полученное на духовных пажитях преподобных Нила Сорского, Паисия Величковского, Серафима Саровского, он передал в XX век спасительное учение о умном делании, передавая его последующим поколениям иноков. Влияние преподобного Ионы распространялось и далеко за пределы монастырских стен. Все его действия совершались в Духе святом и были всегда в гармонии с Церковью и ее преданием, ибо, по слову апостола, уже не он жил, но жил в нем Христос (Гал. 2, 20). Он стал духовным руководителем множества мирян. Ежегодно в монастырь, который народная молва уже называла «монастырем отца Ионы», приходило около 500 тысяч паломников. Двери кельи старца были всегда открыты. К нему приходили с бедами, а уходили с отрадой. Об исцеляющей силе молитв о. Ионы ходили легенды. Сам же он всячески скрывал свои добродетели. Поэтому спасение душ иноков и притекающих в монастырь богомольцев было главной заботой духовно опытного старца. С поистине юношеской энергией старец, которому шел 98-ой год, довершает строительство громадного каменного корпуса, собрав 100 тыс. руб. на его возведение. Собирает он еще 200 тысяч на колокольню и получает утверждение Государем ее проекта. Здоровье старца становилось все слабее. 15 декабря 1901 года он был соборован. С этого дня до самой кончины старец принимал у себя в келье богомольцев, а 6-го января 1902 года стал прощаться с братией. У него спросили разрешения отслужить всенощное бдение и обедню о выздоровлении его, но он ответил: «Не надо служащих беспокоить, я все равно в среду отойду». В ночь с 8 на 9 января служащий в соборе иеромонах, говоря ектенью, никак не мог помянуть о здравии архимандрита Иону, что-то его останавливало. Как оказалось, в это самое время блаженный старец отошел ко Господу. Тихо, мирно, непостыдно, в окружении своих духовных чад и учеников закончил свою земную жизнь преподобный.Прощание братии и богомольцев со своим любимым наставником состоялось 12 января. Прожив свыше ста лет, архимандрит Иона (постриженный в схиму с именем Петр) явил и современникам, и потомкам, чего может достичь человек при самоотверженной деятельности и любви к Богу.

В 1936 г. монастырь был закрыт, а в Троицкой церкви открыли детскую колонию. Обитель была открыта лишь во время немецкой оккупации с 1941 г., а в 1949 г. советские власти под предлогом организации ботанического сада монастырь вновь закрыли. Административные службы и подсобные помещения существовали в церкви в 50-60-х годах, потом из-за нехватки топлива для отопления храм использовали под склад химических удобрений и всевозможного хлама ботанического сада.

Монастырь никогда не прекращал своего молитвенного пути. Власти разрешили вести службы монахам в церкви с 1993 г., а еще через пару лет одновременно с местной канонизацией прп. Ионы монастырю был возвращен статус самостоятельного.