КАЛЕНДАРЬ ПАЛОМНИКА

Август 2019

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31




 

 

Грузия – «монашеская республика»


О, Грузия!.. О ней все говорили с восхищением. Эта далекая, загадочная страна с детства облеклась в моем воображении в какой-то удивительный образ красоты: горы, стремительные реки, таинственные ущелья, густые леса, где удавы скатываются с гор колесом, а медведи запросто ходят в «гости» к монахам-отшельникам и поедают их скудные съестные запасы, где в богоборческие времена под густыми кронами деревьев нашли себе убежище многие гонимые из православных монастырей монахи и в результате образовалась в этих диких, труднодоступных местах так называемая «монашеская республика»… Всё это сейчас медленно плыло под крылом самолета: сплошное море леса перемежающееся складками голых горных пород, а я всматривалась в потемневший от времени Лик Иверской Божией Матери, Лик Младенца, иконку Которой я взяла в путешествие и в памяти всплыла история обретения этой иконы и связь её с древней Иверией-Грузией. Написана она апостолом - евангелистом Лукой. В особенно жестокие иконоборческие времена, при правлении Византийского императора Феофила (ІХ в.), когда иконы сжигали, а обладателей их подвергали пыткам, святой образ Богородицы принадлежал богатой вдове из Никеи (Каппадокия), населенной тогда грузинами. Когда пришли к ней воины, она откупилась серебром до утра. Уходя воин ударил икону и из ланиты Божией Матери истекла кровь. Под утро вдова с сыном отнесла святой Образ к морю и пустила Его по воде. Но икона встала прямо и понеслась по волнам к западу. Затем сын вдовы ушел на Афон и поселился в том месте (близ Климентовой пристани), где много веков назад причалил корабль с Божией Матерью. Он стал иноком и рассказал об иконе монахам. И вот, спустя два столетия, когда на этом месте образовался Иверский монастырь, монахи однажды увидели в море икону и над ней огненный столп до неба, но взять ее никто не мог. При приближении святой Образ уходил от берега. Спустя малое время Богородица во сне явилась монаху Гавриилу, родом из Иверии и ему разрешила взять икону для обители. Старец с глубокой верой пошел по волнам, как по суше, принял святой Образ Божией Матери и принес в монастырь. По желанию Богородицы иноки построили храм над вратами для иконы и поместили ее там. Поэтому икону называют «Портаитиса» то есть «Вратарница».

Но вот мы приземлились и направили свои стопы по святым местам. Первым, который мы посетили был храм Светицховели, построенный в IV в. трудами равноапостольной Нины над гробницей Сидонии (сестра мцхетского раввина)… Мы все быстро поспешили в храм, названный в память Двенадцати Апостолов и увидели в центре храма четырёхугольную часовенку в центре которой находится сруб кедра…, а проводник тем временем подошел к нам и продолжил рассказ: «Хитон Иисуса Христа привезли из Иерусалима грузинские евреи, не участвовавшие в суде над Христом. Сидония с сердечным благоговением прижала хитон к груди и умерла. Взять его из рук ее не смогли и похоронили с хитоном. Из усыпальницы Сидонии вырос кипарис от которого исцелялись и люди, и животные. При строительстве храма его срубили, чтобы использовать в качестве главной опоры. Но над срубом поднялся огненный столп и от этого чуда многие евреи крестились… Мы приложились к святыням храма и поспешили по горным, крутым дорогам к мужскому монастырю Джвари, построенному в честь Воздвижения Креста Господня. Он расположен в красивом месте, на вершине горы у слиянии рек Арагви и Куры, недалеко от древней столицы Грузии - Мцхета. По преданию, в южной части этой горы в пещере жила святая равноапостольная Нина испросившая у Господа источник целебной воды. После крещения Грузии в 326 году святой Ниной и святым царём Мирианом здесь, в знак торжества православия, был воздвигнут деревянный Крест, почитающийся как чудотворный. Над пещерой, где подвизалась равноапостольная Нина, также в древние времена был устроен храм... Но когда мы подошли к тому месту, то увидели уже только остатки, разрушенной временем, базилики под синими сводами неба. Мы посетили также главный храм  Джвари, построенный вблизи этого места. Когда мы зашли внутрь, то сразу увидели посреди его на каменном возвышении большой деревянный Крест. По преданию, это возвышение существовало до постройки храма и даже со времен равноапостольной Нины. Я была под впечатлением встречи с древней святыней, а также рассказанной гидом легенды: «в давние времена с купола Джвари до Патриаршего собора Светицхотвели в Мцхета была протянутая цепь, по которой монахи спускались на службу. По мере того, как слабела вера, слабела цепь, пока не порвалась и не вознеслась в небо». Поклонившись святому Кресту, мы поспешили в монастырь Бодбе, где покоятся мощи равноапостольный Нины, просветительницы Иверии – Грузии. Я ехала по этим живописным местам и с болью в сердце вспоминала, как много веков назад по этим крутым дорогам шел пешком в ссылку с вырванным языком и отрубленной правой рукой, изможденный за три года пути преподобный Максим Исповедник. Пострадавший за веру и не отступивший от истинного православия ни под какими пытками, написавший много трудов в защиту православия и иконопочитания, один в течении восьми лет отстаивал двуединую природу Христа – божественную и человеческую. Разными способами пытались заглушить его голос и уже торжествовали победу, император Ираклий подписал унию с монофизитами, а в 638 году издал эдикт, предписывающий всем исповедовать единую волю во Христе, то есть монофелитство, когда уже все пали – спасение истинной веры зависело теперь от одного человека – это был прп. Максим Исповедник. Когда его привели на суд и начали угрожать смертью, он сказал то, что мы и сейчас, и всегда должны помнить: «Пусть исполнится то, что прежде всякого века определено обо мне Богом и принесет Ему Славу, определенную прежде всякого века». Преп. Максима Исповедника бичевали, вырвали ему язык, чтобы не говорил, отрубили его правую руку, чтобы не писал и назначили ссылку в Грузию, где вскоре он и умер. Среди этих живописных мест, где-то в стороне от паломнических троп, находится его могилка, которую к великому сожалению мы не посетили. Он умер, а его труды проникнутые любовью к Богу, к Пресвятой Троице сняли завесу с глаз и разума народа, и начался обратный процесс, православие начало обретать силу. Для нас, православных, сегодня он пример, как держатся в неблагоприятных условиях, чтобы не впасть в немилость Бога. Здесь в Грузии существует единственный в мире монастырь св. преп. Максима Исповедника, устроенный в конце ХХ века. Он находится у крепости Мури, близ города Цагери. 13 августа 662 года в возрасте 82 лет в крепости Схимар св. преп. Максим Исповедник окончательно соединился со Словом Божиим, Которое он так любил. По преданию, каждую ночь три лампады – символ Пресвятой Троицы – сами собой зажигались над его гробницей. Святая десница преподобного находится в монастыре св. Павла на горе Афон.

Тем временем мы подъехали к монастырю Бодбе. Это была красивейшая местность: ухоженная лужайка с разбитыми цветниками, виноградниками, а среди них церковные постройки и целебный источник. Мы сразу зашли в храм и приложились к мощам св. равноап. Нины, которая в начале ІV в. пришла по благословению Божией Матери из далекой Палестины в Грузию просветить ее светом Христового учения. Она пришла в это село Бодбе, разбила палатку и к ней потянулись люди, которым она рассказывала об Иисусе Христе, о христианстве, а также излечивала их телесные недуги. Так были излечены от язычества и царица Нана, и царь Мириан. Вскоре весь грузинский народ крестился в реке Арагви у Мцхета. Это произошло в 326 году, более чем за шесть с половиной столетий перед просвещением древней Руси.

Монастырь Давида Гареджейского. Обычно с этого монастыря начинается путешествие, но наша группа посещением его завершила свою поездку. Это большой комплекс монастырей и пещер, расположившихся вдоль грузинской границы приблизительно на 20 км. Первыми поселенцами этой местности были ассирийские монахи под предводительством Иоанна, впоследствии Иоанна Задазнели. Он разослал их по всей местности с целью окончательного утверждения христианства, среди них был и святой Давид. Одно время он проповедовал в окрестностях Тбилиси, но потом уединился с учеником св. Лукианом в полупустынной, скалистой, безводной, лишенной растительности местности – самое трудное место для жизни во всей Грузии. Святой Давид Гареджейский (Гареджа – по церковным традициям - отшельник) чудотворец, пламенный молитвенник, испросивший у Господа целебный источник известный как «Слезы Давида». Со временем к св. Давиду начали приходить другие отцы, которые стремились к уединенной, аскетической жизни и выдалбливали себе пещеры в песчаниковых скалах возле келии св. Давида и в более отдалённых местах – так был основан пещерный комплекс.

Святой Давид Гареджейский известен также своим путешествием в Палестину, но взойдя на гору, с которой был виден Иерусалим, не посчитал себя достойным войти в него и взяв три камешка повернул обратно. «Что было дальше можно прочитать в очерке «Вожделенная Святая Земля».

Я держала в руке камешек, который взяла у монастыря св. Давида Гареджейского и всматривалась в иллюминатор, где под крылом самолета, под густыми кронами деревьев скрывается еще много неизведанного и не пройдённого…

Вдалеке медленно таял в голубой дымке вечернего неба могучий Кавказ!..

Монахиня А.